Sony так боится сделки Microsoft с Activision Blizzard и роста Game Pass, что пытается заблокировать ее в Бразилии
Согласно заявлению компании, именно так можно охарактеризовать критику уже почти завершенной сделки о поглощении АВК и опасения потерять франшизу, которую "невозможно заменить".
Пропустить вступление и перейти к сути
Как вам должно быть известно, сейчас Microsoft участвует в самой дорогой сделке игровой индустрии по приобретению компании Activision Blizzard. Для этого им нужно получить юридические разрешение от антимонопольных регуляторов по всему миру.
Крупнейшими из них являются антимонопольная служба Америки — FTC и Европейская комиссия, но кроме них есть еще порядка 20 комиссий в разных странах, включая Японию, Великобританию, Новую Зеландию, Китай и так далее. Одной из таких также является Бразилия, где процесс проверки начался еще 20 мая.
При проведении такой проверки государственные органы обычно опрашиваются третьи стороны на предмет такой сделки и узнают их мнение о ней, дабы потом сопоставить ее с данными, отправленными вовлеченными сторонами, в данном случае ABK и MS. И в этом вопросе правительство Бразилии настолько прозрачно, что все данные из этого процесса проверки доступны в сети, конечно же с учетом скрытой по соображениям конфиденциальности информации.
Среди опрошенных третьих сторон числятся такие компании как Sony, Ubisoft, WARNER BROS, BANDAI NAMCO, Apple, Riot, Google и ряд других. Особе же внимание обращает на себя реакция Sony в ответ на эту сделку. Их ответ является самым негативным и отражает явную обеспокоенность компании и переживание за свое будущее в случае поглощения Activision Blizzard Microsoft.
С самого начала Sony говорят, что с точки зрения разработки, на ранних стадиях создания игры обычно являются нейтральным по отношению к платформам, только после этого адаптируется для одной или нескольких конкретных платформ. И покупка может изменить этот подход.
Также они считают, что все игры конкурируют за внимание и время игроков. Игроки выбирают свою игровую платформу в зависимости от цены, технических характеристик и доступных типов игр. По мнению Sony, именно доступный контент является основным фактором, по которому происходит выбор платформы.
После этого компания сообщает, что барьеров для входа в разработку и издание игр на ПК немного и что даже один разработчик может создать и выпустить инди-игру. Но в это же время для создания высококлассной игры AAA уровня (например, Call of Duty от Activision) требуется бюджет в сотни миллионов долларов и тысячи сотрудников.
Помимо Activision есть несколько разработчиков/издателей, способных выпускать ААА-игры, такие как EA (FIFA), Take-Two/Rockstar (Grand Theft Auto) и Epic Games (Fortnite). Эти игры, как правило, являются долгосрочными франшизами с большими бюджетами, многолетними циклами разработки и очень большой базой фанатов.
Несмотря на все это, Sony считает, что ни они сами и ни один из этих разработчиков не сможет создать франшизу, способную конкурировать с Call of Duty от Activision. Вот почему они считают, что Call of Duty настолько популярна, что влияет на выбор пользователями консоли. И даже если бы у конкурента был бюджет на разработку аналогичного продукта, он не смог бы создать конкурента, так как огромная лояльная база продолжила бы играть в CoD.
Call of Duty является важным источником дохода PlayStation и одним из крупнейших среди всех третьих лиц (к сожалению представленные данные были скрыты).
Они приводят статистику по времени, выручке, количестве сотрудников, миллионах подписчиков, продажах и других данных, связанных с Call of Duty, чтобы показать, насколько это уникальная франшиза, которую невозможно заменить.
В продолжении темы Sony также затрагивают вопрос подписок. По их мнению, сервисы по подписке конкурируют с играми, приобретенными за разовую плату — низкая первоначальная плата за пользование сервисом может быть антиконкурентной по отношению к издателям, которые окупают значительные инвестиции в игры, продавая их с предоплатой. Они также считают, что это может навредить потребителям, снизив качество игр.
В компании отмечают, что за последние пять лет Game Pass вырос и захватил примерно 60-70% мирового рынка услуг по подписке, а всем соперникам, даже с учетом огромных инвестиций, потребуется несколько лет, чтобы создать эффективного конкурента Game Pass.
Таким образом очевидно, что в своем ответе Sony выражают явную озабоченность будущим своей платформы и считает, что Call of Duty представляет собой целую отдельную игровую категорию, которую практически невозможно заменить. Они также считают, что Gamepass может навредить потребителям и традиционным издателям.
Остальные же издатели не выступают против результатов сделки Microsoft по поглощению Activision Blizzard и в целом считают положительным влияние Game Pass на игровую индустрию. А Ubisoft вообще считают, что ABK нет уникальных игр, потому что нет такой игры, которая не имела бы близкой конкуренции. Все издатели и игры соревнуются за доступное игровое время, и ни одна игра не стоит особняком в своем собственном жанре.
Например, конкурентами COD являются Battlefield, PUBG, Apex или Rainbow Six; ESO Online или Blade & Soul — альтернативы WoW, а у Candy Crush есть огромное количество похожих аналогов.
А услуги по подписке являются постоянной тенденцией в этом секторе, и, по крайней мере на данный момент, их не следует считать другим рынком, а просто другим способом доступа к контенту.
Riot Games же рассматривают вариант Naughty Dog как потенциального конкурента ABK по созданию ААА-игр и приводят такой же список конкурентов, как Ubisoft. Также они учитывают заявления Microsoft о сохранении мультиплатформенности некоторых франшиз.
А BigTech (Google, Meta, Amazon и Apple), кажется, не слишком заботятся об этом, отвечая сухо или вообще как Amazon заявляя, что у них недостаточно информации, чтобы оценить важность сделки Microsoft и Activision Blizzard.
Нам же остается лишь дождаться оглашения результатов проверки антимонопольных служб по всему миру, многие из которых могут появится уже в ближайшее время.