August 10, 2022

«Sony не смирилась с необходимостью конкурировать с сервисом подписки Xbox Game Pass» — ответ Microsoft бразильскому антимонопольному агентству

Американский издатель отвергает любые заявления Sony и обвиняет их в утаивании и противоречии самим себе.

Страсти вокруг сделки Microsoft с Activision Blizzard продолжают нарастать. Не так давно у нас была возможность ознакомиться с мнением различных участников рынка по поводу этой сделки по запросу бразильского антимонопольного агентства CADE.

Из нее мы узнали, что практически все издатели совершенно не против результатов такого поглощения компании Activision Blizzard, и только лишь Sony совершенно против и действительно боится такого исхода событий, утверждая что «Call of Duty настолько популярен, что влияет на выбор пользователями платформы, а сообщество лояльных пользователей укоренилось настолько, что даже если бы у конкурента был бюджет для разработки аналогичного продукта, он не был бы способен соперничать с ним», а "Game Pass за последние пять лет вырос и захватил примерно 60-70% мирового рынка услуг по подписке, а всем соперникам, даже с учетом огромных инвестиций, потребуется несколько лет, чтобы создать эффективного конкурента Game Pass".

Если вы желаете более подробно ознакомиться с ответом Sony и других издателей, то можете прочесть их в нашем прошлом материале.

И вот 9 августа был опубликован 27-страничный официальный ответ Microsoft, в котором приводятся комментарии ко всем мнениям участников рынка, поступившие в CADE, а также отвергаются претензии Sony.

MS соглашаются со словами таких компаний как Ubisoft, Riot, Amazon или Google, считающих, что в индустрии не существует ни единой игры, у которой не было бы аналогов, а разделение по жанрам вообще не является целесообразным, при этом сам рынок все также останется в высшей степени сегментированным.

Единственной же участницей, выступившей против, была Sony, но «они в этом понимании стоят особняком и, что интересно, до сих пор противоречат сами себе, о чем будет подробно сказано ниже». Именно с таких слов встречает нас этот документ.

По версии Microsoft возражения японского платформодержателя являются результатом того, что они «не смирились с необходимостью конкурировать с сервисом подписки Xbox Game Pass».

Публичный протест Sony по поводу игр по подписке и ответ компании очевидны: Sony не хочет, чтобы привлекательные услуги по подписке угрожали ее доминированию на рынке цифрового распространения консольных игр.
Другими словами, Sony выступает против внедрения новых моделей монетизации, способных бросить вызов ее бизнес-модели

Говоря о серии Call of Duty, то она не является «самостоятельной категорией игр», как ее стремится охарактеризовать конкурирующий платформодержатель. Такое утверждение не подтверждается никакими фактами или анализом рынка и попросту неоправдан при любом количественном или качественном анализе. При этом противоречит ответам других официальных третьих лиц и собственному ответу Sony.

Sony не представила никаких доказательств того, что Call of Duty является отдельным рынком от всех других категорий игр. Они ограничиваются комментариями о силе бренда Call of Duty, а также о лояльности и вовлеченности фанатов.

Однако заявление о том, что у Call of Duty есть преданные поклонники, является предпосылкой, из которой не следует вывод о том, что игра является «категорией игр сама по себе». Сама PlayStation имеет основу, созданную игроками, лояльными к бренду. Однако это не приводит к выводу, что PlayStation — или любой брендовый продукт с лояльными потребителями — является отдельным рынком от всех других консолей.

Поэтому, согласно MS, Call of Duty не только не является «самостоятельной категорией игр», но и сталкивается с сильной конкуренцией со стороны других игр в различных категориях, о чем, кстати, говорила сама Sоny — «все игры конкурируют за внимание и время игроков».

После этого, парируя слова о незаменимости Call of Duty для платформодержателей, приводятся скрытые для простых читателей данные о доле франшизы в потребительских расходах на PlayStation и общих цифровых продажах Sony по всему миру.

Такой радикальный аргумент — который, очевидно, не выдерживает критики — становится еще более хрупким, если учесть, что только две игры Activision Blizzard вошли в число 20 самых продаваемых консольных игр в 2021 году.

Среди остальных игр числятся FIFA, Grand Theft Auto, Assassin's Creed и Far Cry, Resident Evil Village, а также Minecraft, которая доступна на PlayStation и Nintendo. А список самых продаваемых игр входят Mario Kart, Super Mario, Animal Crossing, Pokémon, Super Smash Bros (эксклюзивно для Nintendo), и Spider Man (эксклюзив для PlayStation).

Другими словами, Call of Duty — это всего лишь одна игра среди множества самых продаваемых игр, многие из которых даже недоступны на Xbox из-за стратегий эксклюзивности, принятых конкурентами Microsoft.

Своими словами о незаменимости Sony также противоречит сама себе еще и в разрезе успеха Gamepass с 2017 года. Дело в том, что до сих пор ни одна из игр Activision Blizzard не была включена в Game Pass, но сервису удалось привлечь миллионов игроков. Таким образом, если Game Pass оказался успешным без предоставления игр такого типа, то логически такой контент не может считаться необходимым для конкурентоспособности владельцев игровых платформ. То же самое можно сказать и о платформе Nintendo и магазине Epic Games, которые смогли выделиться, несмотря на недоступность игр серии Call of Duty.

Приведенные выше причины указывают на то, что Sony опасается усиления конкуренции, которое влечет за собой сделка, а не какого-либо антиконкурентного эффекта (которого просто не существует).

Добавление контента Activision Blizzard в Game Pass не подрывает возможности конкурировать с другими консолями, но усиливает конкуренцию в игровой индустрии… к неудовольствию Sony. С таких слов Microsoft переходит к более глубокому погружению в тему Game Pass.

Гипотетическая озабоченность Sony, по-видимому, заключается в том, что с контентом Activision Blizzard Microsoft получит недосягаемое преимущество в услугах подписки. MS говорят, что это необоснованно по следующим пяти причинам:

  • Во-первых, запрет контента для игроков не входит в стратегию компании. Напротив, публично было заявлено о «желании сохранить Call of Duty на [Sony] PlayStation» и намерении «продолжать делать Call of Duty и другие популярные игры Activision Blizzard доступными на [Sony] PlayStation».
  • Во-вторых, данные показывают, что игроки рассматривают услуги подписки как один из многих способов оплаты игр и с этим согласны сами Sony — «сервисы по подписке конкурируют с играми, приобретаемыми за разовую плату. Игры по существу одинаковы, независимо от того, произвел ли потребитель единовременный платеж или получил доступ к через службу подписки»
  • В-третьих заявления Sony, что Game Pass может стать недостижимым лидером в сфере услуг по подписке, не только несовместимы с определением рынка, но и игнорируют динамичный характер этих услуг и соответствующее присутствие самой Sony в этом пространстве.

Более того, намекая на это, Sony умалчивает о своем собственном лидерстве в сфере цифрового распространения консольных игр. Реальной же является озабоченность «инновационной бизнес-моделью, которая дает потребителям доступ к высококачественному контенту и более низким первоначальным затратам». Такой подход угрожает их положению лидера в игровой индустрии, поскольку Microsoft отходит от бизнес-модели «ориентированной на устройства» в сторону более ориентированной на потребителей.

Microsoft даже цитируют интервью Джима Райана, в котором он сообщил о недоступности собственных игр компании в подписке PlayStation Plus в день релиза, что явно демонстрирует сопротивление бизнес-модели, которая угрожает ориентированной на устройства стратегии, принятой Sony.

  • В-четвертых, [ДОСТУП ОГРАНЧЕН].
  • В-пятых, существует множество других каналов распространения игр и услуг подписки, включая эксклюзивный контент, НЕ доступен для потребителей Microsoft. Одним из таких является новый PlayStation Plus, который воспринимается индустрией как конкурент Game Pass.

Таким образом, делается вывод, что включение контента Activision Blizzard в Game Pass не подрывает способность других игроков конкурировать на рынке цифровой дистрибуции игр; напротив, это увеличивает конкуренцию в игровой индустрии, предоставляя высококачественный желаемый контент при меньших непосредственных затратах. Это основная причина комментариев Sony об операции.

Также отмечается, что использование эксклюзивных договоренностей лежит в основе стратегии Sony по укреплению своего присутствия в игровой индустрии. Помимо владения эксклюзивным собственным контентом, Sony также заключает соглашения со сторонними издателями для обеспечения других форм эксклюзивности в отношении определенных игр, таких как маркетинговая эксклюзивность или эксклюзивные права в отношении загружаемого контента, как было в случае Final Fantasy VII.

Фактически, Microsoft говорят, что способность расширять Game Pass была затруднена из-за желания Sony подавить такой рост. Sony платят за «право на блокировку», чтобы разработчики не могли добавлять контент в Game Pass и другие конкурирующие сервисы подписки. Информация об этом ранее была получена из слитых в сеть контрактах между Capcom и Sony в отношении игры Resident Evil Village/

В конечном итоге, Microsoft говорят, что независимо от того, насколько необычна критика контента со стороны Sony, реальность такова, что стратегия сохранения игр Activision Blizzard, а не удаление их из конкурирующих магазинов консолей, будет просто невыгодной для Microsoft. Она может стать прибыльной только в том случае, если достаточное количество пользователей перейдет на Xbox, чтобы компенсировать потери денег из-за отсутствия продаж копий на PlayStation или если бы Microsoft могла получить достаточный доход от продажи игр, чтобы компенсировать убытки, связанные с нераспространением таких игры на конкурирующих консолях.


Вывод: недовольство Sony отражает не что иное, как сопротивление представителей традиционной конкуренции по отношению к конкуренции инновационных игроков рынка.


Наш новостной телеграмм-канал: https://t.me/ThePhilthyBoys