Интервью
July 16

«Я действительно отстойно играю в Halo»: интервью с «Мастером Чифом»

В январе этого года нам удалось пообщаться со Стивом Даунсом — актером озвучки, который вот уже второй десяток лет дарит свой голос Мастеру Чифу.

Теперь мы переносим это интервью в наш собственный блог.

Стив, во-первых, позвольте поблагодарить вас, за то, что уделили мне время. Двадцать лет назад, играя в Halo: Combat Evolved, я и не мог представить, что у меня будет шанс поговорить с вами.

О чём вы думали, когда узнали, что вам предстоит озвучивать главного героя грядущей Halo, которая уже успела наделать шума на конференции Apple?

Я не был геймером и ничего не знал о Halo CE, когда приступил к работе по озвучиванию. Сюжет мне показался интересным, а ещё просто было весело участвовать во всём этом. Но я не ожидал, что это выльется в нечто большее. Для меня это была просто очередная сессия записи.
Halo: Combat Evolved на полках магазина во время рождественского периода 2001 года.

Я знаю, что Halo CE не была для вас первой работой в игровой индустрии, до этого вы уже успели поработать над игрой Septerra Core: Legacy of the Creator, подарив свой голос герою по имени Гуннар. А ещё у вас был большой опыт работы на радио, помогло ли это вам в работе над озвучкой Мастера Чифа для Bungie?

Да, Septerra Core действительно была моей первой работой по озвучиванию видеоигры, так что она определенно помогла в работе над Halo. И нельзя забывать, что уже над Septerra Core я работал вместе с Марти О'Доннеллом (Мартин О'Доннелл — композитор, автор саундтрека к трилогии Halo. — Прим.), потому сессии озвучки Halo проходили гораздо комфортнее. А помогла ли мне работа на радио? Удивительно, но я так не думаю, разве что только тем, что Марти впервые услышал и заприметил меня именно в эфире радио в Чикаго.
Отрывок из Septerra Core с Гуннаром (персонажем, озвученным Стивом)

Что вы почувствовали, когда узнали, что Halo Combat Evolved стала хитом и началась разработка сиквела?

Если честно, на тот момент я уже совершенно забыл про Halo: CE. Для актёров озвучки это в целом нормально — выполнив один контракт, сразу приступаешь к следующему. Но Halo, конечно, стала особенным случаем - к серии, вроде этой, возвращаешься снова и снова.

С кем из старой команды Bungie вы общались больше всего? И общаетесь ли вы до сих пор?

Больше всего? С Фрэнком О’Коннором, тогда он работал контент-менеджером в Bungie. А сейчас он директор по развитию франшизы Halo в 343 Industries. Френк один из немногих, кто перешел из Bungie в 343.
Фрэнк О'Коннор - Ветеран серии Halo и директор по развитию франшизы
А ещё буквально на днях я списывался по электронной почте с Марти О'Доннеллом!
Марти О'Доннел - Американский композитор, известный по музыкальным работам для видеоигр от Bungie Studios, таких как серии игр как Myth, Oni и классической трилогии Halo

Релиз Halo 3 можно назвать самым громким событием в игровой индустрии 2000-х годов. Это был конец знаменитой трилогии, которую её создатели на тот момент не планировали продолжать. Было ли вам грустно прощаться с командой и Мастером Чифом?

Будущее Halo на тот момент действительно казалось неопределённым, но я всё-таки надеялся, что 343 продолжат историю приключений Мастера Чифа. Однако да, тогда моё возвращение к роли было под большим вопросом. Но в глубине души я все равно не прощался с Джоном, потому что... Никогда не говори «никогда».
Билл Гейтс продаёт первую копию Halo 3

Когда 343 Industries начали работать над Halo, они сразу же пригласили вас вернуться к вашей роли? Сильно ли отличался их метод работы с актерами озвучивания от того, что использовала Bungie. Если да, то чей подход вам понравился больше?

Меня пригласили обратно не сразу. На самом деле, изначально для Halo 4 они подобрали новые голоса Чифа и Кортаны. И только после тестов игры и отрицательных отзывов от их участников, было принято решение не пытаться чинить то, что и так работает!
С тех пор опыт работы с 343 был исключительно положительным.
Они были более открытыми, и даже немного вовлекали меня в проект еще до начала работы над озвучкой. Особенно мне понравилось сотрудничать с Полом Крокером, руководившим большей частью моей работы над Halo Infinite.
Пол Крокер - Заместитель Креативного Директора в 343 Industries, также известен как ведущий нарративный дизайнер серии Batman Arkham

Правда ли, что вы впервые встретились со своей партнершей по озвучиванию Джен Тейлор, только когда начали работать над Halo 4? Можете ли вы рассказать, какие эмоции тогда испытали и общаетесь ли сейчас?

Впервые я встретил Джен на праздновании 10-летия Combat Evolved, которое проводили 343. Мы мгновенно подружились и дружим по сей день. У меня не могло и быть лучшего партнера в этом невероятном путешествии. Через несколько месяцев после той встречи мы начали работу над Halo 4, и впервые работали вместе в одной комнате. Эти совместные сессии звукозаписи — лучший опыт за всю историю моей работы над Halo. Уверен, что наша химия из студии передалась и персонажам. Я надеюсь, что когда-нибудь мы снова сможем так поработать.
Джен Тейлор - душа серии, на протяжении уже 20 лет озвучивающая Кортану, доктора Халзи, а с Halo Infinite и Оружие. Актриса также подарит не только свой голос, но и внешность культовому ИИ в грядущей экранизации Halo.

В Halo 5: Guardians количество действующих лиц расширилось, а следовательно и актеров стало больше. Работали ли вы все вместе или записи происходили отдельно?

Мы вернулись к работе в индивидуальном порядке над Halo 5: Guardians. Это типично для процесса озвучивания видеоигр, но иногда из-за этого может быть очень одиноко.

Мы знаем, что изначально Halo Infinite должна была быть намного больше, а после переноса игры на 2021 ходили слухи, что концепция игры и сценарий были переработаны. Пришлось ли вам перезаписывать какие-то реплики, или сессии озвучивания проводили уже только после окончательной доработки нового сценария?

Трудно сказать, какая часть звукозаписывающих сессий была связана с переработкой сценария. Все игры серии Halo в процессе разработки подвергались изменениям, а их сценарии переписывались. Но поскольку сессии озвучивания Infinite были растянуты на гораздо более длительный срок, чем обычно (среди прочего, из-за Covid) это дало сценаристам возможность переработать некоторые аспекты истории. Однако лично у меня никогда не возникало ощущения, что сценарий Infinite был сильно изменен.

Как вы отреагировали на возвращение Джозефа Стейтена в команду? У вас двоих длинная история взаимоотношений — ваш Джон убил тысячи его хрюков 😉

Не думаю, что он принял это на свой счет😉. Я думаю, что возвращение Джо во франшизу дало всем участникам команды столь необходимый заряд бодрости.
Джозеф Стейтен - Cтарший креативный директор 343 Industries. Один из отцов серии Halo, главный сценарист оригинальной трилогии и создатель лора вселенных Halo и Destiny.
Джозеф демонстрирует голос Хрюка

Отношения Джона и Оружия похожи на классический дуэт наивного новичка и умудренного опытом ветерана, есть даже типичные “батины шутки”. Сам Джон стал гораздо более, если так можно выразиться, человечным. Были какие-либо указания от команды о том, как вам следует работать с голосом персонажа в этот раз, или вы смогли подстроиться под новый образ самостоятельно?

Никаких предложений, по тому, как я должен менять свой голос, не было. Главное, что я пытался донести через свою игру — отношение Джона к новому ИИ, его неуверенность в том, что делать с ней, и можно ли ей доверять. Это затрагивало различные аспекты характера Джона, которые до этого не были как следует развиты в серии.

Что вам больше всего понравилось в работе над Halo Infinite?

Мне просто нравится продолжать путешествие. Halo — очень богатая вселенная, она гораздо больше, чем думают многие, и я всегда с нетерпением жду возможности вернуться к ней. К тому же я считаю, что в Infinite была абсолютно лучшая история из всей франшизы. В ней удалось связать элементы времён Bungie, не слишком сильно уповая на ностальгию, и в то же время развить сюжет Halo 4 и Guardians.

Многие фанаты называют Infinite прямым наследником Combat Evolved, чувствуете ли вы то же самое?

Я понимаю, почему люди так говорят, но сам считаю, что Infinite связывает всё воедино. Combat Evolved, 2, 3, Reach, 4, и да, даже Guardians, и помимо этого, задаёт нам курс на будущее Джона.
Даже стиль бокс артов у Infinite и Combat Evolved очень похож

Работа над какой игрой вам понравилась больше всего за 20 лет существования серии?

Halo 4, потому что мне понравился сюжет и возможность лично поработать с Джен. Это позволило глубже раскрыть моего персонажа. Но по мере того, как я обдумываю работу над Infinite, она вполне может стать любимой. Такое ощущение, что все элементы игры поднялись на более высокий уровень: диалоги, визуальное оформление, сценарий — всё это стало только лучше!

За двадцатилетнюю историю Мастер Чиф произнес множество острот (т.н. one-liner), и не могли бы вы поделиться с нами по секрету, были среди них придуманные вами? И какие из них вам нравятся больше всего?

Как бы мне ни хотелось присвоить себе эту заслугу, но все они были написаны сценаристами. Я могу сделать несколько незначительных поправок по поводу того, как должна произноситься та или иная фраза, потому что могу подумать: «Чиф сказал бы это по-другому». Но запоминающиеся фразы? Это всё сценаристы.

Ну и на самом деле, я не могу выбрать одну любимую реплику. Это то же самое, что выбирать любимого ребенка.

Если они находят отклик у фанатов — это всё, что нам нужно и ради чего всё и делается.
Одна из самых знаменитых сцен оригинальной трилогии.

Оглядываясь назад, хотели бы вы изменить что-то в своей озвучке какой-либо из игр и почему?

Конечно, каждый раз, когда я слышу свою работу, я всегда думаю, что хотел бы попробовать еще раз и записать лучше. Интересно, что больше всего я доволен окончательным результатом именно в Infinite.

Сильно ли отличается голос Джона от вашего обычного голоса? Как часто вас узнают просто по голосу и не утомляет ли это вас?

В игре мой голос не обработан никаким электронным способом, но я думаю, что при озвучивании Чифа намеренно использую более низкий тон. Потому меня редко узнают по звучанию моего повседневного голоса. После 21 года работы поклонники скорее узнают меня по имени.

Я знаю, что у вас дома есть множество тематических сувениров: от статуэтки команды Ноубл до шлема Мастера Чифа . Какой из них вам дороже всего и почему?

Моя конфетница Halo Master Chief Pez! Её я люблю больше всего.
Конфетница Pez.

Вы записываете сообщения для поклонников через сайт cameo.com. Можете ли вы рассказать нам о самом странном или смешном сообщении, которое вас попросили прочитать, был ли это тот инцидент с гавайской пиццей?

Ааа, знаменитый случай с гавайской пиццей. Я никогда не услышу конца этой истории! Особенно от людей, которые любят ананас в пицце! На самом деле, камео — это очень весело. В основном сообщения посвящены дням рождения, юбилеям, иногда это мотивационные речи, а ещё я сделал несколько свадебных предложений!

Прямо сейчас я жертвую все доходы от Cameo за февраль в одну из моих любимых благотворительных организаций. Подробности можно узнать на сайте cameo.com/sdownes.
Тот самый случай с гавайской пиццей.

Скорее всего, вы играли во все основные части франшизы. Какие из игр являются вашими любимыми?

Если честно, я далеко не геймер. И я действительно отстойно играю в Halo!

Как вы относитесь к локализации игр на другие языки? Вы когда-нибудь слышали, как Джон звучит на другом языке?

Не думаю, что слышал, как Джон звучит на другом языке. Если другие актеры озвучки уважают персонажа, я уверен, они отлично справятся со своей работой.

По ссылке вы можете услышать, как Чиф звучит на русском в Halo 5: Guardians, не могли бы вы сказать, как оцениваете эту озвучку?

Я думаю, актер неплохо справляется со своей работой. Похоже, он уловил все тонкости интонаций, что очень важно.
Пример русской озвучки из Halo Guardians
Честно говоря, иногда это тяжело осознать. Но для меня это всегда было и остаётся честью.

Нас могут читать молодые парни или девушки, которые хотели бы заняться озвучиванием игр, или, возможно, работать диджеем на радио, не могли бы вы дать им несколько советов?

Мой совет: найдите свой собственный голос. Вы отыщете его не в горле, а в сердце. Поначалу подражайте актерам озвучания, которыми вы восхищаетесь. Постарайтесь понять, что именно в их голосе привлекает вас, а затем попытайтесь найти эти качества в себе. Оно там. Просто продолжайте искать.

Джозеф Стейтен сказал, что хочет сделать 2022 год лучшим в истории Halo, знаете ли вы что-нибудь об этом?

Нет, но если Джо сказал что-то, значит это правда!

Буквально недавно мы все отмечали начало нового года, потому хотелось бы пожелать вам всего наилучшего, как в вашей карьере, так и в повседневной жизни. А что бы вы хотели пожелать игрокам из России?

Спасибо за всю вашу поддержку на протяжении стольких лет. Halo действительно стало мировым феноменом. Я надеюсь, однажды посетить вашу замечательную страну. А до тех пор… Finish The Fight!